Кунстманн Александр
Кондратюк Александр
Абдулла Андар
НАГРАДЫ АФГАНИСТАНА
«9.
В тот День,
Когда Он соберет вас всех
Для Дня Великого Собранья, -
To будет День взаимных поражений
и наград,
И с тех, которые уверовали (в Бога)
и добрые дела творили,
Он снимет все грехи
И их введет в Сады, реками омовенны,
И вечно пребывать им там, -
Такою будет высшая награда».
Коран. Сура 64. Взаимные утраты и награды.
Доблесть, мужество и отвага – это те непреходящие человеческие качества, которые испокон веков ценились у любого народа. Эти понятия во все времена соотносились с вершинными проявления гражданственности и патриотизма, любви к своему Отечеству и верности его идеалам.
Существование любого государства немыслимо без наличия непременных знаковых атрибутов — государственных символов, олицетворяющих систему государственных, социальных и духовных ценностей, отражающих особенности исторического развития и функционирования данного общества, а также сложившиеся в нем обычаи и традиции.
Орден Дурранийской империи 1-й степени |
Особое место, в системе государственных атрибутов, занимают награды – высшая форма морального поощрения граждан, овеществленное свидетельство признания их особых заслуг перед государством и обществом.
Государственные награды, как правило, связаны с каким-либо историческим событием, с политической или религиозной идеей, движением общественной жизни или художественным образом, что является свидетельством не только преемственности поколений, но и обобщенной сутью государственной философии.
В основе института государственных наград лежит традиция отличать носителей выдающихся гражданских качеств особыми, узнаваемыми каждым членом общества, знаками доблести и славы.
Мировой институт государственных наград начал формироваться в средние века и принял сегодняшние очертания по мере демократизации общества, постепенного стирания сословных границ. Если в начале знаки отличия жаловались членам царствовавшего дома и самым близким к нему лицам, то по мере формирования общественных сил, оказывающих влияние на внутриполитическую ситуацию в стране, они стали вручаться за СЛУЖЕНИЕ, за четкое представление о Долге и Ответственности. Собственно, с этого момента и можно говорить о наградных системах как регулярных государственных учреждениях.
|
Орден Солнца |
На протяжении веков произошло разделение знаков отличия по значимости и категориям, в результате которого главенствующее место среди них заняли ордена – знаки установленной формы, жалуемые за особые заслуги перед государством. Для орденов были установлены статуты[1], в соответствии с которыми орденские знаки ряда государств подразделяются на многие (до пяти - восьми и более) степени или ступени, классы, разряды, отражающие не только меру заслуг, но и ранг их носителя в системе орденской организации (простые кавалеры, кавалеры-офицеры, старшие офицеры, командоры и т.п.).
Медаль – второй по значимости вид знака отличия. Прообразом ее служат греческие и римские монеты, навсегда определившие ее форму, как правило, круглую, и барельефное изображение на одной или обеих сторонах надписи-девиза.
Медаль является своеобразной летописью эпохи. Этот серийный, долговечный знак позволяет на века запечатлевать вехи времени, облик видных государственных деятелей, представителей науки и искусства. Если орден предполагал какое-либо личное деяние, в крайнем случае, многолетнюю государственную выслугу, то медаль вручалась за участие в общезначимом событии или в память о нем. Естественно, статус ее был ниже орденского, а круг награждаемых, напротив, намного шире. Со временем в обиход вошел обычай массового награждения всех участников больших походов, крупных военных кампаний специально отчеканенными по этому случаю медалями.
|
Орден Вождя |
И ордена и медали, как правило, являются произведением ювелирного искусства, выражающее посредством ряда символов определенную идею.
Хотя знаки отличия Запада и Востока развивались достаточно независимо, но нельзя не отметить влияние, которое они оказывали друг на друга: основные художественные приемы, стилистика, способы ношения наград практически совпадали. Основное различие заключалось в используемой символике. Если восточная знаковая традиция оставалась, верна многолучевой звезде и полумесяцу, то западная не переставая, варьировала тему креста, взяла со временем на «вооружение» и звезду, и восточную роскошь в отделке.
И Звезда, и Полумесяц и Крест воспринимаются сегодня как знаки единства и общей судьбы, как символы Мира, безусловно, принимающие и благословляющие Вселенский порядок.
|
Орден Независимости |
Казалось бы, что классические каноны медальерного и орденского искусства достаточно строго предписывают лаконизм и филигранную точность исполнения, но они и не ограничивают художественной фантазии, выбора изобразительных средств и технических приемов. А это и позволяет отнести многие работы этого жанра к выдающимся произведениям искусства, - ведь во все времена к знакам отличия предъявлялись самые высокие эстетические и художественные требования. Иначе и быть не могло, так как награждение всегда считалось одним из главных церемониальных государственных актов.
Афганская наградная система неотемлима от символики ислама и никогда не была предметом специального изучения. Думается, что она вызовет большой интерес, как в историческом, так и художественном плане, являясь своеобразным отражением сложной и бурной истории Афганистана.
Изучение наградных систем государств Среднего Востока невозможно без представления о художественных процессах и достижениях в области пластических искусств исламского мира, что предполагает анализ сложившегося архитектурного, изобразительного и орнаментального искусств, как неотемлимой части востоковедения.
Орден Звезды |
Ислам, являясь третьей по значимости мировой религией, охватил все стороны общественной и личной жизни населения Афганистана[2], установил нормы права и морали, основанные на Коране – священной книге мусульман и хадисах – свидетельствах о поступках и высказываниях основателя и пророка ислама Мухаммада.
Восточная философия трактует вселенную как соразмерную гармоническую систему, где все взаимосвязано, каждый элемент имеет свое место, форму, и выполняет определенную функцию, т.е. представляет собою «совершенство и красоту». Как отмечал основоположник восточного аристотелизма арабский философ аль-Кинди, гармония имеет место во всем, и очевиднее всего она обнаруживается в звуках, в строении вселенной и в человеческих душах[3].
|
Орден Верности |
Природа во всех ее проявлениях и основной ее продукт – человек, вот истинный источник прекрасного. Людям свойственна склонность к гармонии, ритму и красоте. Эта концепция гармонии и ритма как выражение красоты получила многогранное воплощение в творчестве зодчих и художников Востока. В архитектуре она проявилась в гармонизации монументальных, геометрически четких форм и пространственных структур. Особенно полно воплотилась эстетика гармонии и ритма в орнаменте, в своих истоках, скорее всего, восходящих к декоративному искусству кочевников.
Художниками Ближнего и Среднего Востока была создана арабеска – система орнамента, состоящая из ритмически повторяющихся в бесконечном переплетении и пересечении геометрических и растительных (в разной мере стилизованных) узоров, иногда включающих зооморфные мотивы, а также надписи.
|
Орден Великого Хана |
При этом в арабеске важную роль играют математические закономерности, подчиненные творческому, эмоциональному началу. Неограниченная в разнообразии композиций арабеска применялась в архитектуре и во всех видах прикладного искусства, украшая как плоские, так и любые изогнутые поверхности.
Гармония и ритм внесли эмоционально-художественное начало в каллиграфию[4]. Формы букв часто служили поэтическими метафорами. Усовершенствованное архаическое арабское письмо приобрело вид монументального почерка куфи, отличающегося прямолинейным и угловатым начертанием букв. А с 8 века разрабатывались курсивные, по преимуществу криволинейные округлые почерки, получившие общее название насх. Художественно исполненные тексты украшают рукописные книги, стены зданий, предметы обихода, органично вплетаясь в тонкое кружево арабески.
Орден Просвещения |
Осуждение некоторыми хадисами изображений живых существ[5] ограничило развитие таких видов искусства, как скульптура и монументальная живопись, хотя и не исключило их полностью из дворцовой архитектуры. Вместе с тем необычайно высокое развитие получило искусство книжной миниатюры, ставшее одним из самых ярких явлений в мировой истории средневекового искусства.
Хотелось бы сказать несколько слов о роли восточной цветовой символики[6].
Учитывая религиозные запреты и осуждения, которые накладывались на изобразительное искусство, художники востока отводили особую роль цветовой гамме, которая играла важную роль в духовной жизни общества, удовлетворяя эстетические потребности людей. Со временем цвет становится одним из главных выразительных средств. Цветовые орнаменты, узоры ковров представляют собой систему цветовых символов, отражающих представления мусульман о земной и небесной жизни.
На Востоке свет, а также наиболее светлые и яркие цвета, являются символами блага, божественного начала, но, как и в христианстве, не отождествляются с Богом. Так белый цвет выражает чистоту и духовность, и в мусульманской литературе ассоциируется с «лучшим из цветов».
|
|
Орден Саурской Революции |
|
1979г. |
1981г. |
Золотой (желтый) символизирует славу, успех, богатство, торжество и т. д.
Красный цвет считается священным, магическим, имеющим большую «жизненную силу». Поэтому, ценились драгоценные камни красного цвета — рубины и др. Считалось, что они придают владельцу силу, энергию, бесстрашие.
Наиболее почитаемым и «священным» считается зеленый цвет (зеленое знамя пророка), символизирующий оазис, природу, жизнь, отдых. Камни зеленого цвета означали жизненную стойкость, счастье и благополучие в делах.
Весьма существенной особенностью исламской цветовой символики является не столь негативный характер черного цвета. Ночь, тьма, тень дополняли свет. Священный камень храма Кааба — черный. Черный — цвет земли. Он же был цветом одежды и знамени аббасидских халифов.
|
Государственный флаг Исламской Республики Афганистан |
Цвета на Государственном флаге Исламской Республики Афганистан являются символами единства времени: прошлого, настоящего и будущего. Так черный цвет символизирует тяжесть господства колонизаторов, мрачные годы английского присутствия. Красный - борьбу за независимость и кровь, пролитую за независимость и освобождение. Зеленый - прогресс, расцвет нации и ее надежды.
Превалирование положительного отношения к чистым, светлым, сияющим цветам является одной из особенностей исламской цветовой символики.
Орден Красное Знамя |
Все вышесказанное нашло свое отражение в большей или меньшей степени в наградной системе Афганистана, которую условно можно разбить на следующие периоды:
Пожалования. Исторически сложившаяся система поощрений в мусульманском мире особо приближенных к эмиру и отличившихся, - земли, деньги, шитая золотом и драгоценными камнями одежда, кони в богатой сбруе, оружие, украшения (кольца, перстни, золотые шейные цепи и т.п.).
Период шах Шуджа (1839 - 1842). Первые «афганские» награды, учрежденные по европейскому образцу: орден Дурранийской империи и медаль Гузни. Орденом Дурранийской империи награждались в основном английские генералы и
Орден Дружбы Народов |
офицеры, которые помогли шах Шуджа[7] захватить власть в Афганистане.
Медаль Гузни была учреждена шах Шуджа, но наградить ей он уже никого не смог. В результате восстания он вместе с английскими войсками был вынужден бежать из страны. Награждение отличившихся при взятии крепости Газни осуществлялось уже в соответствии с указами английского командования.
Период Абдул-Рахман-хана (1880 - 1901) и эмира Хабибуллы (1901 - 1919). Возникновение наград этого периода связанно с укреплением структуры государственного управления и власти, проводимых афганскими эмирами. Абдул-Рахман-хан[8] начал, а эмир Хабибулла[9] продолжил осуществлять серию реформ, направленных на усовершенствование административной системы и государственного аппарата, создание регулярной армии.
Наметившиеся в стране экономические и социальные реформы позволили упорядочить налогообложение и улучшить систему коммуникаций.
Все это способствовало появлению знаков отличия - орденов и медалей. Так в этот период были учреждены высшие афганские ордена Солнца и Вождя. Имеются изображения ещё одного ордена, названного в английской прессе Звездой Абдул-Рахман-хана Установить, является ли этот орден отдельным знаком или же ранней формой ордена Солнца выяснить не удалось.
В этот период было учреждено несколько медалей в честь знаменательных событий: обращению народности хазар в ислам, подписанию договоров о границах Афганистана с Россией и Великобританией и.т.д.
Орден Звезды 1-й степени |
|
1980г. |
1987г. |
Несмотря на наличие государственных знаков отличия, наградной системы в этот период не существовало: отсутствовали статуты орденов, правила награждения и ношения наград.
Период шах Аманулла-хан (1919 - 1929). Правление шах Амануллы-хана[10] связано с завоеванием политической независимости Афганистана и проведением ряда реформ, ориентированных на трансформацию всей политико-экономической и социальной структуры страны.
Будучи глубоко убежденным, в том, что консолидация разрозненной племенной структуры в единое централизованное унитарное государство, его успешное политическое развитие возможно юридическими средствами Аманулла инициировал принятие первой в истории Афганистана Конституции, Уголовного кодекса и целого ряда законов, что способствовало повышению авторитета шаха и престижа страны в глазах исламского мира.
В 1919г. шах Аманулла-хан учредил не только государственные награды, но и ввел статуты наград, в которых определил критерии награждений, старшинство орденов и медалей т.д. На ряду с новыми орденами Независимости, Звезды, Верности, Великого Хана и За Храбрость, были сохранены ранее учрежденные ордена Солнца и Вождя, хотя и с измененным внешним видом.
Медаль За Отвагу |
Кроме того, шах учредил ряд медалей (Верность, Смелость, Честность, Почёт, Отвага, Заслуги), не связанных с конкретными событиями. Награждения этими медалями производились за гражданские и военные заслуги в соответствии со статутами.
После окончания Первой мировой войны и приобретения независимости Афганистаном шах Аманулла-хан рассматривался многими как новый лидер мусульман всего мира. Стараясь подчеркнуть свои претензии на лидерство он учредил новые ордена и медали с гербом, сильно напоминающим герб Османской империи.
В 1923г. шах Аманулла-хан отходит от идеи лидерства и утверждает новый герб Афганистана, который и был утверждён в законе о наградах Афганистана. После утверждения Лойя Джирга новый герб появляется на государственных наградах страны.
Отличительной особенностью наград этого периода является отсутствие золота в наградах[11].
Впервые в истории страны учреждается медаль для депутатов Лойя Джирга. Причём эта медаль являлась не только «депутатским значком» но и была внесена в список официальных наград и носилась наравне с другими государственными наградами. Впоследствии все медали для депутатов Лойя Джирги сохранили этот статус.
|
Медаль За Хорошую службу |
Период 1929 – 1960 годов. Во время правления Хабибуллы II[12] (Бача-и-Сакао) старые награды были отменены, а новые не учреждены.
После прихода к власти Надер-шаха[13] наградная система, созданная при эмире Аманулла-хане, была почти полностью восстановлена[14]. Известно, что в существующую наградную систему был добавлен орден За подавление восстания узурпатора.
Для награждения использовали запасы знаков отличия сохранившихся со времён эмира Аманулла-хана. На наградах, имевших герб или тугру эмира Аманулла-хана, они перебивались или заменялись.
Первые годы правления Захер-шаха[15] также не принесли существенных изменений в наградную систему. Единственным заметным событием того времени было изменение герба Афганистана.
В этот период были учреждены несколько новых медалей связанные с важными событиями в жизни Афганистана: подавление восстаний в провинциях Кунар и Пактия, годовщины восстановления независимости и.т.д. Некоторые медали получили степени, которых ранее не имели.
Наградная система стала запутанной и уже не отвечала требованиям времени. Государственные награды этого периода изготавливаются в Афганистане или в Индии.
Орден Славы |
Период 1960 – 1973 годов. 9 сентября 1960г. король Афганистана Захер-шах подписал Указ о государственных наградах в котором упорядочил наградную систему Афганистана. В 128 параграфах подробно описаны награды, порядок ношения, порядок представления к наградам и порядок награждения. Впервые афганские награды были официально разделены на военные и гражданские. Кроме того, была введена категория «несвязанных» наград. Награждение этими наградами производилось исключительно королём и не было связано с какими то определёнными заслугами.
Захер-шахом были учреждены новые ордена (Родина, Отчизна, Меча, Просвещения и Успеха), а также медали (Верность, Культура, Посев, Успех, Отчизны, Санитария, Образование и Промышленность).
Орден За Храбрость |
|
1985г. |
1987г. |
В результате проведенной «реформы» в наградной системе Афганистана осталось 7 орденов и 15 медалей. Позже к этим наградам добавляются медали за заслуги в выполнении пятилетних планов, победителям Бускаши в честь знаменательных событий (50- и 55 - летие короля, визит иранского шаха в Афганистан и.т.д.).
Период Дауда[16] (1973 - 1978). С провозглашение Афганистана Республикой королевские награды не были запрещены или отменены. Ношение их разрешалось и дальше, но новые награждения ими не производились. В этот период были учреждены только две медали: Первая годовщина демократической революции и медаль для депутатов Лойя Джирга.
Период Тараки[17] – Амина[18]. В 1979г. в Советском Союзе были изготовлены новые награды для Афганистана (ордена Саурской революции и За Храбрость, а также медали За отличие в охране общественного порядка, За хорошую охрану границ и За отличную воинскую службу).
Сведений о том, были ли приняты какие либо указы о новых наградах и были ли произведены награждения этими наградами, на данный момент отсутствуют. Отличительной чертой наград этого периода является присутствие герба Афганистана с характерной надписью Хальк в центре.
Орден Махмуд Тарзи |
Период Кармаля[19] (1980 - 1986). С приходам к власти Б.Кармаля и фракции Парчам была создана новая наградная система, частично копирующая советскую. Все старые награды отменялись. В «Официальной газете» от 31 декабря 1980г были опубликованы нормативно-правовые акты, регламентирующие введение новой наградной системы:
- Закон «Об орденах ДРА» от 24 декабря 1980г.;
- Указ Президиума Революционного Совета ДРА «Об учреждении ордена «Саурской Революции» от 24 декабря 1980г.;
- Указ Президиума Революционного Совета ДРА «Об учреждении ордена «Красное Знамя» от 24 декабря 1980г.;
- Указ Президиума Революционного Совета ДРА «Об учреждении ордена «Дружба народов» от 24.12.1980г.;
- Указ Президиума Революционного Совета ДРА «Об учреждении ордена «Звезда» от 24.12.1980г.;
- Указ Президиума Революционного Совета ДРА «Об учреждении медали «За отличную воинскую службу» от 24.12.1980г.;
- Указ Президиума Революционного Совета ДРА «Об учреждении медали «За хорошую охрану границы» от 24.12.1980г.;
- Указ Президиума Революционного Совета ДРА «Об учреждении медали «За хорошую службу» от 24.12.1980г.;
- Указ Президиума Революционного Совета ДРА «Об учреждении медали «За отвагу» от 24.12.1980г.
Орден Гази Эмир Аманнула-хан |
Правительством ДРА[20] было установлено, что ордена и медали являются государственными наградами, вручаемыми за особые заслуги в строительстве нового демократического общества, основанного на принципах мира и свободы, прогресса и справедливости, братства и равенства, за особые заслуги в защите Родины и Саурской революции, а также за иные особые заслуги перед государством и трудовым народом.
Этим же Законом были учреждены:
- за особые заслуги в Саурской революции, защите Родины, укрепления нового общественно-политического и экономического строя, развития и укрепления братской дружбы всех национальностей, народностей и племён, проживающих в единой Родине – Афганистане, развитии дружбы и сотрудничества между народами, укреплении мира и дружбы, заслуги перед государством и трудящимися:
- орден Красное Знамя;
- орден Дружбы Народов;
- за особые заслуги в защите Родины и другие военные заслуги:
- орден Звезда I, II и III степени;
- медаль За Отвагу;
- медаль За хорошую службу;
- медаль За отличную воинскую службу;
- медаль За хорошую охрану границы.
Что интересно, в Законе орден Саурской революции не упоминается.
|
|
Орден Мир Вайс |
В 1981г. была учреждена высшей наградой ДРА – орден Солнце Свободы[21], который вручался за:
- выдающиеся заслуги в борьбе за победу Саурской революции, защиту независимости, суверенитета, территориальной целостности ДРА и народовластия в стране,
- выдающиеся достижения в труде на благо развития национальной экономики страны,
- отвагу и мужество в боях с врагами народа и государства.
Кроме того, орденом Солнце Свободы отмечались отличная служба и заслуги в деле укрепления обороноспособности страны, выдающиеся достижения в революционной, государственной, политической и общественной деятельности, заслуги в деле укрепления единства, братства, дружбы между всеми национальностями, племенами и народностями страны.
В 1982г. были учреждены орден Славы и медали Верность и Самоотверженность[22].
Орденом Слава награждались граждане ДРА, предприятия, учреждения, организации, провинции и города и иностранные граждане за:
- большие заслуги в развитии промышленности, сельского хозяйства, транспорта и других отраслей национальной экономики ДРА,
- выдающуюся государственную и общественную деятельность,
- большие успехи в развитии национальной культуры, литературы и искусства,
- особо плодотворную деятельность по подготовке национальных кадров,
- безупречную работу в государственном аппарате, направленную на всемерное развитие в укрепление завоеваний Саурской революции,
- большие заслуги в защите революционных завоеваний,
- большие заслуги в укреплении экономических и культурных связей ДРА с другими государствами.
Орден Сейед Джаммалуддин Афгани |
Медали Верность и Самоотверженность вручались за заслуги в труде на благо Родины, в защите революционных завоеваний, в подготовке национальных кадров, в безупречной службе и работе в государственных органах.
Хотя Указ Президиума Революционного Совета ДРА об учреждении ордена За Храбрость был опубликован в 1985г., но встречаются ордена с первым гербом Республики Афганистан (1979г.). В соответствии с Указом орденом За Храбрость награждались военнослужащие Вооружённых Сил ДРА, сотрудники органов Главного управления службы государственной информации при Совете Министров ДРА и Министерства Обороны ДРА, воинские части и соединения, а также иностранные граждане. Награждение орденом За Храбрость производилось за личную храбрость, проявленную в боях, за успешные боевые действия воинских частей и соединений, в результате которых противнику было нанесено поражение или значительный урон, за отвагу и стойкость, проявленные при защите границ ДРА, за мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского или служебного долга, в условиях, сопряжённых с риском для жизни, за героизм, проявленный при защите мирного населения, а также государственного и общественного имущества от посягательств врага.
Орден Ахмад Шах Баба |
В целях высшего отличия граждан ДРА и других государств, совершивших героические подвиги во имя защиты завоеваний Саурской революции, свободы, территориальной целостности и независимости ДРА или внесшим выдающийся вклад в укрепление обороны государства, Президиум Революционного Совета ДРА учредил высшую степень отличия за личные заслуги перед государством, - звание Героя Демократической Республики Афганистан и медаль Золотая Звезда.
Герою Демократической Республики Афганистан вручались высшая награда ДРА – орден Саурской Революции, знак особого отличия – медаль Золотая Звезда, Грамота Президиума Революционного Совета ДРА, Книжка Героя ДРА и денежная премия в размере 15 тысяч афгани. В последующих награждениях вместо ордена Саурской Революции вручался орден Солнце Свободы.
Период Наджибуллы[23] (1986 - 1992) Принятие 30 ноября 1987г. новой редакции Конституции повлекло не только изменение названия страны – Республика Афганистан, но и изменение государственной символики, что повлекло изменение во внешнем виде некоторых наград. Изменения коснулись орденов Солнце Свободы, За Храбрость и Звезды.
Медаль Муллы Мушке-Алем Андар |
В период с 1988 по 1990г. включительно, были учреждены награды, связанные с целым рядом исторических личностей, внесших вклад в установление государственности и просвещения, - ордена Махмуд Тарзи, Гази Амир Аманулла-хана, Мирвайс Неека, Сейед Джаммалуддина Афгани и Ахмад шах Баба, и медали Гази Муххамад Аюб Хана, Гази Мир Бача Хана, Малалай, героиня Майванда, Мулы Мушке-Алем Андара, Гази Амир Мазджидиди Хана. В этот же период были учреждены медали От благодарного афганского народа, 5-лет ВАД, 70-лет восстановления независимости Афганистана, 10-лет Саурской революции, Победа и выслужные медали 5-лет в Вооруженных силах ДРА, 10-лет в Вооруженных силах ДРА, 15-лет в Вооруженных силах ДРА, 20-лет в Вооруженных силах ДРА, Ветеран Вооруженных сил ДРА.
Современные награды (1992 – 2005). На данный момент информация о существовании, каких либо наград за время правления правительства моджахедов и Талибан отсутствует. После свержения режима Талибан в Афганистане вновь стали награждать правительственными наградами. Среди первых награждённых были преимущественно солдаты и офицеры ISAF. За неимением новых наград, новое правительство воспользовалось некоторыми наградами периода Наджибуллы, внешний вид которых был достаточно нейтральным.
Орден Ахмад Шах Масуда |
В 2005г. были учреждены новые награды Афганистана: орден «Ахмад Шах Масуда» и медали «Бойцам сопротивления» и «Почетный учитель».
В настоящий момент готовится издание монографии о наградной системе Афганистана. Мы будем искренне признательны Вам за уточнения и дополнения тех сведений, которые изложены в настоящей статье, а также за любую информацию (фотографии лиц, удостоенных наград Афганистана, фотографий и/или сканов самих наград и орденских книжек, сведениях об истории создания наград), которая позволит создать целостную картину наградной системы Афганистана[24].
[1] Узаконенный свод правил, регламентирующий общий вид награды, ее степени, порядок награждения, правила ношения орденского знака, а также права и обязанности кавалера орденского знака.
[2] Значительная часть территории современного Афганистана являлась территорией Кушанского царства, государственной религией которого являлся буддизм. До настоящего времени в Афганистане сохранились ступы (буддийские реликварии) – массивные сооружения, увенчанные полусферой и символическими дисками.
Среди древних и раннесредневековых буддийских святилищ и монастырей по своему художественному значению выделяются памятники близ города Бамиана. В горном ущелье на пути из Кабулистана в Индию в отвесной скале вырублены сотни пещер монастыря, который в 5-7 веках был одним из крупнейших центров буддизма. Своды многих пещер имитируют реальные формы архитектуры, сочетавшей древнеиндийские строительные приемы с мотивами, пришедшими из Передней Азии. Монастырь украшали две огромные статуи Будды (высотою 53 и 35 м), вырубленные в монолите скалы, которые были уничтожены в 2001 году режимом Талибан.
Иран, территория современного Афганистана, Средняя Азия и Закавказье были завоеваны арабами в 7-8 веках после упорного, особенно в Средней Азии, сопротивления и многочисленных кровопролитных восстаний. С этого момента начинается массовое распространения ислама.
[3] Веймарн Б.В. Классическое искусство стран ислама. М.:Изд. дом «ИСКУССТВО», 2002.
[4] Во всех мусульманских странах почитается труд каллиграфов. Само арабское письмо стало священным символом и главным выразителем идей ислама. Каллиграфия постепенно тесно сплелась с искусством орнамента, которое использовалось для украшения стен культовых зданий и списков Корана.
[5] Причины отказа ислама использовать в целях воспитания религиозных чувств изобразительное искусство до сих пор полностью не выяснены. Ссылки на борьбу новой религии с идолопоклонством не дают убедительного объяснения. Ответ, по-видимому, следует искать в более широком мировоззренческом аспекте, включающем представление о вечном и всемогущем творце вселенной – Аллахе, который не обладает антропоморфными свойствами, и идею греховности изображать (повторять) эманацию Бога в созданных им существах, особенно в человеке. Появление в 9 веке в сборниках хадисов высказываний, запрещающих изображения, совпадает с эпохой иконоборчества в христианской Византии и, возможно, отражает закономерный этап развития монотеистической религии, основанной на божественном откровении//Васильев Л.С. История религий Востока. М., 2000.
[6] Цвет - это великое множество всевозможных художественных и психологических ассоциаций, которые в различных культурах и временных периодах имели и имеют разное, а нередко и противоречивое, полярное значение. Как известно, существует семь «чистых», без оттенков цветов, но в символике используется, чаще всего, шесть цветов, а то и пять. Они в достаточной степени символизируют открытость, дружелюбие или враждебность — так мы и воспринимаем эту связь с цветом с детства.
В конце XII века неким Лотарем Сегни был составлен трактат «О святости служения у алтаря». Этот трактат был посвящен мистической символике, и все, что было связано с цветом, здесь объяснялось с точки зрения Веры Христовой и возникновения христианства вообще. В 1198г. папой Иннокентием III он был утвержден. С тех пор этот трактат признан цветовым каноном не только католической церкви, но и геральдики//Копалинский В. Словарь символов/Пер. с пол. В.Н. Зорина. — Калининград: ФГУИПП «Янтар. сказ», 2002. Стр. 236.
[7] Шах Шуджа-уль-Мульк (1792 –1842). Являлся правителем Афганистана с 1803 по 1809г.г. и с 1839 по 1842г.г. Более известный как автор Дивана (традиционная любовная лирика, проникнута суфийскими мотивами) на фарси, который неоднократно издававался в Индии. Ему также принадлежит автобиографическая хроника Рузнама-и шах Шуджа (Дневники шах Шуджа) (1826г.). Эти книги представляют интерес не только с точки зрения грамматики и лексики фарси, но и с точки зрения литературной формы – они содержат элементы ритмической прозы с использованием синонимических повторов и рифм.
[8] Абдул-Рахман-хан, (1844 – 1901), эмир Афганистана. Абдул-Рахман-хана следует отнести к числу наиболее талантливых правителей Афганистана. Обладая не дюжим умом и неутомимой энергией, он много сделал для своей страны не только как ее устроитель, но и как военачальник. Упорными усилиями и подчас жестокими мерами, ему удалось достигнуть объединения и успокоения страны, создать сносный административный строй и улучшить финансовое положение; он организовал афганские войска наподобие регулярных, устроил мастерские для выделки оружия и боеприпасов, а также иных предметов снаряжения, усилил оборонительный средства на границе и провел стратегические дороги. Как искусный политик, он, сознавая всю трудность положения Афганистана между двумя сильнейшими государствами того времени - Россией и Англией, сумел создать сравнительно независимое положение для страны.
Абдул-Рахман-хан придерживался своеобразного взгляда на доступ в Афганистан иностранцев и на созданием ими предприятий. Он всеми мерами препятствовал проникновению чужеземцев в страну и категорически отклонял всякие попытки получить какие бы то ни было концессии, считая свою страну слишком мало развитой, чтобы устоять против влияния иностранцев//Л.II. Соболева. Англо-афганская распря, войны 1879-1880гг.; Афганистанъ по последнимъ офицiальным источникамъ, въ пер. А. Косминскаго; Военная энциклопедiя, том I. Стр. 10-12.
[9] Хабибулла-хан (1872 –1919), эмир Афганистана. Эмир Хабибулла продолжил политику своего отца, - он модернизировал армию, осуществил мероприятия по расширению производства на единственном государственном заводе «Машин-хана» (1,5 тыс. рабочих и около 100 различных машин и механизмов), создал государственное кожевенно-обувное предприятие, провел телефонную линию из Кабула в Джелалабад, построил несколько небольших электростанций, начал мероприятия по расширению ирригационной системы, открыл детский приют и модернизировал систему просвещения. Но в тоже время, он известен как правитель, необычайно склонный к роскоши (содержал огромный гарем, в котором насчитывалось более полусотни наложниц, постоянно выезжал со своим пышным двором в окрестности Джелалабада на охоту, коллекционировал автомобили). Кроме того, но стремился к европеизации своего двора, которая свелась к чисто внешним атрибутам - европейской кухне, одежде, перьевым ручкам, визитным карточкам, пишущим машинкам у сотрудников дворцовой канцелярии, западным спортивным играм типа крикета, гольфа, тенниса//В.Г. Каргун, История Афганистана, - М.: ИВ РАН:Крафт+, акад. наукю Ин-т востоковедения. 2004.
[10] Шах Аманулла-хан (1892 – 1929). Шах Аманулла-хан заявил о полной независимости Афганистана от Британской империи, что привело к третьей англо-афганской войне. Он стремился провести в стране ряд прогрессивных реформ, что вызывало недовольство консервативных слоев населения и духовенства.
7 июня 1926г. Аманулла вместо прежнего титула «эмир» принял королевский титул «шах».
[11] Согласно учению одного из соратников пророка Мухаммеда, мужчины не должны носить золото. Оно является «ядом для души». Женщинам ношение не запрещено, т.к. они, в отличие от мужчин, защищены «слоем жира, поглощающим действие яда». При шах Аманулла-хане и Надер-шахе (строго религиозных правителях) придерживались этого правила. С приходом более умеренного в религиозном плане Захир-шаха, этот аспект перестали учитывать.
[12] Хабибулла Калакани (1890 – 1929). История Хабибуллы до сих пор не совсем ясна. В написанной якобы им самим биографии он выступает как бандит, захвативший власть в смутное время, а в книге Остад Халили он представлен моджахедом, выступившим против правителя, отошедшего от основ ислама.//Г.П.Ежов. Афганистан. Краткий биографический справочник. 2-изд. М. Изд-во «Ключ-С», 2004. Стр. 309-310.
[13] Мохаммад Надер Шах, король Афганистана (1883 – 1933). Надер-шах основал военную академию, открыл медицинский факультет, который стал ядром будущего Кабульского университета, создал двухпалатный парламент.
[14]Награждение некоторыми наградами, например орденом Независимости не производилось, хотя официально он не был отменен.
[15] Мохаммад Захер Шах (род. 1914). В 1959г. разрешил афганским женщинам снять чадру. В 1964г. принял новую Конституцию, запрещавшую членам королевской семьи занимать министерские посты. Его правление отмечалось относительным демократизмом, хотя ему приходилось вести борьбу как с левым, так и правым экстремизмом. При его непосредственном участии Афганистан вступил на путь современного развития.
В 1978г. был лишен афганского гражданства, которое было возвращено ему президентом Наджибуллой только в сентябре 1991г.
Выступал с публичными требованиями вывода советских войск из Афганистана и установления в стране правления, «отвечающего воле народа».
В настоящее время деятельность Захер-шаха направлена на восстановление мира и процветания в стране, что возможно при учете интересов всех национальностей Афганистана.
[16] Мохаммад Дауд, сардар (1909 – 1978). С приходом к власти Мохаммада Дауда, в истории развития страны была открыта новая страница: было реорганизовано правительство, началось составление планов экономического развития, использование иностранной помощи для инвестиций, приглашение специалистов других стран для содействия в сооружении объектов, укрепление армии. В период правления Мохаммад Дауда была заложена основа развития современного транспорта, энергетики, химической промышленности, металлообработки. Разрабатывался план долгосрочной земельной реформы. Десятки тысяч афганцев получили различные рабочие специальности, тысячи молодых людей стали учиться за границей//Там же. Стр. 173 – 175.
[17] Тараки, Hyp Мохаммад (1917 – 1979). Один из основателей марксистского движения в Афганистане. После раскола НДПА (1965) стал во главе фракции Хальк, целью деятельности которой являлось «строительство общества, основанного на принципах научного социализма».
С 27 апреля 1978г. после победы Апрельской революции и освобождения из тюрьмы своими соратниками – генеральный секретарь ЦК НДПА, председатель Ревсовета, премьер-министр.
В 1978г. посетил СССР с официальным визитом, где 5 декабря подписал Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между двумя странами.
Писатель на пушту, автор коротких рассказов и повестей, а также политического сборника «Новая жизнь», являющегося переводом с английского языка советского учебника «Основы марксизма-ленинизма»//Г.П.Ежов. Афганистан. Краткий биографический справочник. 2-изд. М. Изд-во «Ключ-С», 2004. Стр. 286-288.
[18] Хафизулла Амин (1929 – 1979). Харизматический, честолюбивый лидер (несмотря на непомерную занятость, играл в художественном фильме роль героя подполья, руководителя революции то есть самого себя). 7 ноября 1978г. публично заявил, что «Апрельская революция является продолжением Великой Октябрьской революции в России.
Убит 27 декабря 1979г. при штурме дворца советскими войсками, введенными в Афганистан по его личной просьбе//Там же. Стр. 33-35.
[19] Бабрак Кармаль (1929 – 1996). Б. Кармаль являлся одним из основателей НДПА, участник ее первого съезда, на котором был избран вторым секретарем ЦК. Соперник Тараки за руководство партией, претендовал на роль ее идеолога. В апреле 1967г. после раскола НДПА возглавил фракцию Парчам.
28 декабря 1979г. после ввода в Афганистан советских войск, вместе с которыми прибыл в страну, занял посты генерального секретаря ЦК НДПА, председателя Ревсовета и премьер-министра.
В марте 1981г. присутствовал на XXVI, а в марте 1986г. - на XXVII съездах КПСС в Москве. В мае 1986г. по настоянию советского руководства заменен на посту генерального секретаря ЦК НДПА Наджибуллой, то есть практически отстранен от руководства страной. 30 сентября 1987г. лишился в пользу Наджибуллы и поста председателя президиума Ревсовета.
Был вывезен в Москву фактически под домашний арест. 19 июня 1991г. возвратился в Кабул. После падения режима Наджибуллы выехал в Россию.
Умер в Москве 1 декабря 1996г. Похоронен в Мазари-Шарифе//Там же. Стр. 121-122.
[20] Закон об орденах и медалях ДРА был принят Президиумом Революционного Совета ДРА 24 декабря 1980г.
[21] Указом Президиума Революционного Совета ДРА от 16.10.1981г.
[22] Указ Президиума Революционного Совета ДРА «Об учреждении ордена «Слава», от 17.05.1982г., Указ Президиума Революционного Совета ДРА «Об учреждении медали «Верность» от 17.05.1982г. и Указ Президиума Революционного Совета ДРА «Об учреждении медали «Самоотверженность» от 17.05.1982г опубликован в «Официальной газете» №521 от 06.12.1982г.
[23] Доктор Наджибулла (1947 – 1996). 29 ноября 1987г. на Лойя Джирга избран президентом Афганистана, и в мае 1989г. переизбран на этом посту. В июне 1990г. на 2-ом съезде НДПА, реорганизовавшем ее в Партию Отечества, и избран председателем ее Центрального совета.
Он в равной степени владел английским, русским, дари и пушту, был хорошим оратором. После падения его режима и взятия Кабула моджахедами Наджибулла попытался покинуть город, но не смог и был вынужден укрылся в Миссии ООН в Кабуле. Несмотря на неприкосновенность миссии, был в ней захвачен и жестоко убит 27 сентября 1996г. талибами// Г.П.Ежов. Афганистан. Краткий биографический справочник. 2-изд. М. Изд-во «Ключ-С», 2004. Стр. 197-198.